Проблема изучения взаимоотношений между организмами и условиями их жизни в определённых условиях была поставлена Рулье вполне своевременно: как оказалось, над ней уже давно работал Дарвин, и в «Происхождении видов» (1859) ей отведена целая глава III — «Борьба за существование».
Правда, в ней, как об этом говорит само заглавие, на первое место выдвигается борьба в прямом значении этого слова, однако уже в одном из первых разделов этой главы Дарвин даёт весьма важное пояснение, говоря, что термин этот он применяет «в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что ещё важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства». Далее он поясняет, что и растение на краю пустыни «ведёт борьбу за жизнь против засухи, хотя правильнее было бы сказать, что оно зависит от влажности».
Приводит Дарвин ещё и пример с омелой, которая «борется» с другими растениями тем, что птицы, поедающие её ягоды, невольно способствуют расселению её клейких семян, прилипающих к их клювам.
Таким образом, изучение борьбы за существование, понимаемой в широком смысле, то есть изучение экологических отношений между организмами и окружающей их средой, послужило основой для теории естественного отбора, которая дала материалистическое объяснение и целесообразности в строении организмов, и их восхождению к более высоким ступеням организации в процессе их исторического развития.
Так, в свете учения о естественном отборе сухой костяк классификационной системы облекается живой плотью экологических взаимоотношений. Естественная система животного мира предстаёт перед нами как выражение длительного процесса изменений организмов, протекавшего в течение многих миллионов лет в тесной связи с изменениями их жизненной среды.
Этот процесс нельзя уподоблять прямому восхождению по ступеням лестницы (тогда в современной фауне не могли бы существовать животные низших групп, сохраняющие более примитивный тип организации, не было бы «живых ископаемых» австралийского материка и Новой Зеландии и упрощения организации у паразитических форм); нельзя его представлять и наподобие движения заводного механизма, приводимого в действие заложенной внутри часовой пружиной (в виде ли ламарковской градации или в форме так называемого автогенеза у современных биологов-идеалистов).
Вместе с тем изучение жизни животных, их повадок, их жизненных циклов выходит за рамки дилетантизма и вливается в общее русло зоологической науки. Если, например, для Резеля в XVII веке его тщательные и интересные наблюдения над насекомыми были только «утехами», то для Уоллеса, одного из двух основоположников дарвинизма, мир насекомых дал благодарнейший материал при разработке учения о защитных окрасках и их значении в процессе естественного отбора.
Каждый кулик своё болото хвалит.
Любовь зла — полюбишь и козла.
Тощая собака — позор для хозяина.