Борьба за существование в понимании Дарвина

Проблема изучения взаимоотношений между организмами и условиями их жизни в определённых условиях была поставлена Рулье вполне своевременно: как оказалось, над ней уже давно работал Дарвин, и в «Происхождении видов» (1859) ей отведена целая глава III — «Борьба за существование».

Правда, в ней, как об этом говорит само заглавие, на первое место выдвигается борьба в прямом значении этого слова, однако уже в одном из первых разделов этой главы Дарвин даёт весьма важное пояснение, говоря, что термин этот он применяет «в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что ещё важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства». Далее он поясняет, что и растение на краю пустыни «ведёт борьбу за жизнь против засухи, хотя правильнее было бы сказать, что оно зависит от влажности».

Приводит Дарвин ещё и пример с омелой, которая «борется» с другими растениями тем, что птицы, поедающие её ягоды, невольно способствуют расселению её клейких семян, прилипающих к их клювам.

Таким образом, изучение борьбы за существование, понимаемой в широком смысле, то есть изучение экологических отношений между организмами и окружающей их средой, послужило основой для теории естественного отбора, которая дала материалистическое объяснение и целесообразности в строении организмов, и их восхождению к более высоким ступеням организации в процессе их исторического развития.

Так, в свете учения о естественном отборе сухой костяк классификационной системы облекается живой плотью экологических взаимоотношений. Естественная система животного мира предстаёт перед нами как выражение длительного процесса изменений организмов, протекавшего в течение многих миллионов лет в тесной связи с изменениями их жизненной среды.

Этот процесс нельзя уподоблять прямому восхождению по ступеням лестницы (тогда в современной фауне не могли бы существовать животные низших групп, сохраняющие более примитивный тип организации, не было бы «живых ископаемых» австралийского материка и Новой Зеландии и упрощения организации у паразитических форм); нельзя его представлять и наподобие движения заводного механизма, приводимого в действие заложенной внутри часовой пружиной (в виде ли ламарковской градации или в форме так называемого автогенеза у современных биологов-идеалистов).

Вместе с тем изучение жизни животных, их повадок, их жизненных циклов выходит за рамки дилетантизма и вливается в общее русло зоологической науки. Если, например, для Резеля в XVII веке его тщательные и интересные наблюдения над насекомыми были только «утехами», то для Уоллеса, одного из двух основоположников дарвинизма, мир насекомых дал благодарнейший материал при разработке учения о защитных окрасках и их значении в процессе естественного отбора.


← Предыдущая статья
К. Ф. Рулье как основоположник экологии
Следующая статья →
Аутэкология и синэкология

Образы животных в пословицах и поговорках

Каждый кулик своё болото хвалит.

Любовь зла — полюбишь и козла.

Тощая собака — позор для хозяина.

Оружие животных

Ворона в павлиньих перьях
Ворона в павлиньих перьях
Простое цветоподражание — это не что иное как приспособление к цветам окружающей ...
Летающие «радары»
Летающие «радары»
Летучие мыши, или рукокрылые (особый отряд класса млекопитающих), охотятся на ...

Книги

Животные. Все обитатели нашей планеты
Животные. Все обитатели нашей планеты
В книге собраны более 400 животных, которые являются нашими «современниками».
Анатомия кролика
Анатомия кролика
Книга является очередным томом из серии учебно-практических и справочных ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100