В 1912 году одному голландскому лётчику довелось сделать случайное открытие: при вынужденной посадке на небольшом острове Комодо — одном из островов Малайского архипелага — он увидел живых «драконов» (рис. 496), своими размерами и грозной внешностью заставляющих вспомнить о страшных вымерших ящерах.
Однако комодскпе «драконы» оказались не воскресшими динозаврами, а гигантскими ящерицами из рода варанов, широко распространённого в тропических и субтропических областях восточного полушария и насчитывающего более трёх десятков видов (один из них — серый варан — водится и в пределах СССР, в закаспийских пустынях). Все вараны — ящерицы внушительных размеров (наш серый варай — до 130 см), но комодские «драконы» оказались вдвое и втрое крупнее своих собратьев — длина их тела достигает 3–4 м при живом весе в 150 кг.
Начиная с 30-х годов гигантские вараны стали предметом внимания зоологов различных национальностей, наезжавших на Комодо для добывания этих рептилии и изучения их биологии. Теперь правительство Индонезии взяло под строгую охрану этот редкий вид, ареал которого ограничивается островом Комодо и несколькими ближайшими к нему островками.
В 1962 году биологию комодского варана изучала советская экспедиция, работавшая в содружестве с индонезийскими учёными.
Возникает вопрос: почему же комодских «драконов» не постигла судьба других крупных наземных ящеров, исчезнувших с лица земли ещё в конце мезозоя? Причина заключается, по-видимому, в том, что при геологических изменениях береговой линии они оказались изолированными на нескольких небольших островках — как бы естественном заповеднике, где в густых джунглях при благоприятных условиях тропического климата они не встретили ни врагов, ни конкурентов в лице крупных хищников и где их добычей, помимо разной мелкой живности, становится такая крупная дичь, как олени и дикие свиньи.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Маленькая собачка — до старости щенок.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.