Учебник Зуева применялся в школах в течение 20–25 лет, но затем его сменили учебники описательно-систематического направления, написанные по западным образцам либо прямо переведённые с немецкого. Это направление, находившее поддержку в официальных кругах, продержалось до конца XIX века и засушило биологические предметы.
Когда-то оно с запозданием отражало уровень науки додарвиновского периода, затем стало искать оправдания в задачах развития у учащихся индуктивного мышления (такова была «метода Любена») и наконец выродилось, опустившись до открытого отрицания царским министерством так называемых методических приёмов и до руководящего указания, гласившего: «...систему естественных предметов можно предлагать учащимся даже прямо для заучивания, как предлагается им пифагорова таблица».
О том, в каком виде воплощался иногда в школе описательно-систематический принцип, в какое иссушающее средство, способное вытравить у детей всякий интерес к живой природе, превращал он школьный курс зоологии, можно судить по приводимым ниже отрывкам из одного широко распространённого в своё время учебника.
Умолчим пока, о каком именно животном (животном, хорошо известном и вполне заслуженно занимающем место во всех школьных программах) идёт речь, и будем читать начало его описания:
«Голова большая удлинённая, четырёхугольная; лоб широкий, плоский; морда толстая, широкая, безволосая, с редкими усами; верхняя челюсть выдаётся над нижнею, подвижной во все стороны; губы мягкие, нос широкий, с широко раскрытыми ноздрями; глаза большие, стоящие далеко один от другого; уши длинные, трубчатой формы, внутри волосистые; на лбу округлые, гладкие, блестящие полые рога, к вершине постепенно утончающиеся...»
На этом можно оборвать цитату, так как упоминание о рогах уже позволяет читателю догадаться, что речь идёт не о ком ином, как о быке обыкновенном. Заметим, что приведённый отрывок составляет приблизительно 1/10 всей статьи о быке, составленной в том же духе и занимающей в учебнике почти полторы страницы убористой печати. Перед нами даже не описание животного, а только по-казённому составленная опись его и существенных и несущественных признаков, не проникнутая какой-нибудь руководящей идеей.
Приведём ещё один отрывок — начало описания одной из любимейших наших птиц:
«Клюв тонкий, при основании широкий, при вершине сильно сжатый, носовые отверстия овальные; при основании клюва тонкие чёрные щетинки. Пальцы, из которых 3 направлены вперёд, а один назад, вооружены длинными когтями; крылья средней величины; хвост несколько округлённый; оперенье довольно плотное, сверху красновато-бурого, а нижняя сторона серовато-белого цвета».
Таким, даже не суконным, а скорее «войлочным» языком рассказывал учебник о соловье.
В холод кошка мышей не ловит.
На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.
Прямо только вороны летают.