Однако во второй половине XIX века среди серой груды сухих описательных учебников пробивало себе дорогу и другое направление, которое можно назвать биологическим или экологическим. Начало ему положили лекции и популярные статьи проф. К. Ф. Рулье, а затем его проводили в своих учебниках наши отечественные авторы, стоявшие на позициях дарвинизма.
Уже в начале 60-х годов, сразу же после появления «Происхождения видов» Дарвина, в Москве вышла объёмистая «Зоология и зоологическая хрестоматия» проф. А. П. Богданова — ученика К. Ф. Рулье и его преемника по университетской кафедре.
В этой книге животные рассматривались в восходящем порядке зоологической системы — от низших групп до насекомых включительно (автору пришлось ограничиться только первым томом, посвящённым беспозвоночным); в тексте книги были особые статьи с кратким изложением теорий Ламарка и Дарвина, а на странице 462 впервые в литературе (ещё до Геккеля!) автор попытался дать графическую схему родословного древа животного мира.
На биологической основе и также в восходящем порядке были построены и учебники классика нашей отечественной методики А. Я. Герда, которому, однако, пришлось считаться с требованиями уже спохватившейся цензуры и только намёками, эзоповским языком, проводить идею исторического развития животного мира.
Волк коню не товарищ.
Кулик да гагара — два сапога пара.
Птичка невеличка, да коготок остёр.