Так называемый «биологический метод» зарубежных авторов

Первые годы XX века ознаменовались крупными сдвигами в области школьного естествознания. В этот период, предшествовавший революции 1905 года, господствующее положение в практике преподавания ботаники и зоологии заняли уже учебники, построенные на биологической, или экологической, основе.

Однако это биологическое направление не было единым методическим течением, а шло из двух источников, различных по своей методологической основе, и выражалось в форме так называемого «биологического метода», пришедшего к нам из Германии, и в форме биологического направления, которое самостоятельно развивалось на русской почве и о котором только что шла речь выше.

«Биологический метод» связан с именами немецкого учителя Ф. Юнге и проф. О. Шмейля. Юнге пытался заменить курсы ботаники и зоологии изучением жизненных сообществ, или биоценозов, заимствовав это понятие у проф. Мёбиуса и разработав его на примере школьного изучения обыкновенного деревенского пруда. Увлечение этой идеей было недолговечным, так как воплощение её встретило большие трудности прежде всего в климатических условиях. Гораздо более жизнеспособным оказался «биологический метод» в том виде, как он был разработан Шмейлем для курсов ботаники и зоологии.

Не ломая сложившихся учебных планов и программ, Шмейль разгрузил свои учебники от излишних и скучных морфологических деталей, систематику использовал только как способ расположения материала и на первое место выдвинул аутэкологпю организмов, а при отборе материала для изучения отдавал предпочтение тем формам, у которых более ярко выражены их адаптивные признаки (крот, тюлень, дятел, утка, страус и тому подобное).

Преподавание по учебникам Шмейля оживило школьную биологию, однако проводимый им «биологический метод» был порочен в своей основе, так как искажал действительные взаимоотношения организма и среды. В своём методическом руководстве Шмейль не скрывал своего отрицательного отношения к дарвинизму, а в учебниках старательно обходил молчанием относительность и историчность приспособленности организмов.

Нарочито подбирая яркие примеры адаптаций, а в иных случаях прибегая и к явным натяжкам, Шмейль неуклонно вёл учащихся к телеологическому представлению о совершенной и предустановленной целесообразности в строении организмов. И хотя, учитывая веяния времени, он и не ссылается при этом на мудрость и благость «творца», в идейном отношении его учебники остаются на уровне «Зрителя божьих дел во вселенной». Это и обеспечило «биологическому методу» немецких авторов благосклонное отношение со стороны царского министерства просвещения.


Образы животных в пословицах и поговорках

Горе одного только рака красит.

Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.

С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Оружие животных

Бегство постыдно, но полезно
Бегство постыдно, но полезно
Для многих животных жизненно важной формой защиты является бегство. Поведение, ...
В змеином кольце
В змеином кольце
К змеям как бы под влиянием некого древнего инстинкта (большинство людей ...

Книги

Лошади Туркестана
Лошади Туркестана
Вниманию читателей предлагается книга, посвящённая вопросам иппологии и ...
Оогенез и особенности функции половых желез у рыб эпинеретического комплекса течения Куросио
Оогенез и особенности функции половых желез у рыб эпинеретического комплекса течения Куросио
В монографии рассмотрены морфофункциональные основы особенностей ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100