Удаление раковины

После предварительного осмотра тела моллюска, насколько это допускали приоткрывшиеся створки, для дальнейшего изучения его строения мягкое тело беззубки или перловицы вместе с мантией необходимо освободить от раковины.

Для этого можно воспользоваться плоским черенком скальпеля или изготовить соответствующее приспособление из твёрдой деревянной палочки, очинив её в форме лезвия стамески. Этот инструмент вводят между раковиной и мантией и, осторожно двигая им взад и вперёд, тихонько отделяют их друг от друга. На переднем и заднем концах необходимо перерезать замыкающие мышцы (места, где они прикрепляются, легко определить, если сначала найти их на пустой раковине); здесь и надо ввести под мантию лезвие скальпеля или острого перочинного ножичка и, прижимая его как можно теснее к раковине, перерезать мышцу у самого её основания.

Осторожно вылущив тело моллюска (вместе с мантией) из раковины, поместите его в препаровальную ванночку, расправьте мантию по дну ванночки и прикрепите булавками, налейте туда воды и тогда рассмотрите более подробно все те органы, о которых уже была речь выше: мускулистую ногу, ротовые лопасти, ротовое отверстие, жаберные пластинки, мантию и края вводного сифона (рис. 106).

При таком положении ракушки вы найдёте у неё ротовое отверстие, но не увидите ни анального отверстия, ни выводных протоков выделительных органов. Перед глазами у вас ещё не вся полость мантии, а только часть её, так называемая поджаберная камера, через которую ракушка снабжается свежей водой и кормом.

Движениями мерцательных ресничек пища направляется ко рту, а вода процеживается через жаберные пластинки и, снабдив их кислородом, попадает в наджаберную камеру, которой мы пока ещё не видим. В эту наджаберную камеру, которая проводит воду в обратном направлении — к выводному сифону, и должны попадать различные отбросы организма. Мы можем добраться до неё, если прорежем вдоль жаберную перегородку, которая видна на заднем конце тела — там, где соединяются вместе жабры правой и левой сторон.

Здесь, в самой задней части наджаберной полости, мы находим заднепроходное отверстие в виде выпячивающейся трубочки.

Нервная система. Вскрыв наджаберную полость, мы можем добраться и ещё до одного важного органа ракушки. Сняв со стенки этой полости выстилающую её перепончатую оболочку, мы заметим как раз под задним замыкающим мускулом одну из трёх пар нервных узлов, или ганглиев, а именно первый кишечный узел в виде двух прилегающих друг к другу жёлтых комочков, от которых в виде двух тонких нитей тянутся вперёд два нервных тяжа, соединяющих кишечный ганглий с головным.

Этот мозговой ганглий (также парный) находится на переднем конце тела, и его можно увидеть, если удалить перепончатые покровы при основании губных щупалец (обратите внимание на их малую величину — не крупнее булавочной головки!).

Третья пара ганглиев, образующая ножной узел и также соединённая двумя тяжами с мозговым узлом, находится в толще ноги (см. рис. 108); обнаружить его несколько труднее, так как для этого придётся вскрыть на ноге стенку тела и осторожно выщипывать пинцетом находящиеся там органы размножения. Такова центральная нервная система этого моллюска; кроме того, от каждого ганглия отходят тонкие нервы, расходящиеся по телу ракушки.

Таким образом, нервная система у ракушки оказывается построенной очень несложно. У неё мы находим три маленьких парных ганглия, далеко отстоящих друг от друга и распределённых по различным отделам тела; каждый из них представляет собой как бы отдельный маленький мозг, обслуживающий соседние органы, хотя в то же время все они находятся в соединении между собой посредством связывающих их нервных тяжей.

Сравнительно с величиной животного все эти ганглии очень мелки, и головной узел у ракушки развит нисколько не сильнее двух остальных. (Сравните с высокоразвитым головным мозгом позвоночных, особенно высших.)

Такое строение нервной системы находится в полном соответствии с образом жизни пластинчатожаберных моллюсков — животных, едва способных передвигаться и под защитой своей раковины почти изолированных от раздражений внешнего мира.

Беззубка, вылущенная из раковины
Рис. 106. Беззубка, вылущенная из раковины

1 — мантия; 2 — нога; 3 — жаберные пластинки: 4 — задний замыкательный мускул; 5 — ротовые щупальца; 6 — выделительный (боянусов) орган ; 7 — нервные узлы; 8 — заднепроходное отверстие.

Перловица в продольном разрезе
Рис. 108. Перловица в продольном разрезе

1 — головной, 2 — ножной и 3 — кишечный ганглии; 4 — сердце с отходящими от него сосудами; 5 — передняя и 6 — задняя замыкательные мышцы; 7 — печень; 8 — органы размножения; 9 — почка; 10 — правая внутренняя жабра. Стрелки показывают направление тока воды, проходящей через вводной и выводной сифоны.


← Предыдущая статья
Внешнее строение тела
Следующая статья →
Сердце и кишечник

Образы животных в пословицах и поговорках

Волка ноги кормят.

Кошка только на мышей и храбра.

У гусыни усов не ищи — не сыщешь.

Оружие животных

Нарядившись привидением
Нарядившись привидением
В ходе эволюционного развития среди пассивно защищающихся животных сохранились ...
«Стоногие» ядовитые железы
«Стоногие» ядовитые железы
Многочисленные виды членистоногих, покрытых хитиновым панцирем, обладают ...

Книги

Фазаны в природе и в зоокультивах. Учебное пособие
Фазаны в природе и в зоокультивах. Учебное пособие
Учебное пособие «Фазаны в природе и в зоокультивах», предназначено для студентов ...
Иксодовые клещи (Ixodidae) в условиях урбанизации
Иксодовые клещи (Ixodidae) в условиях урбанизации
В работе представлены современные данные о видовом составе, относительной ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100