Таким путём — в порядке внеклассной работы в виде экскурсий и летних краеведческих походов — можно подвести школьников к ознакомлению с высшей группой из типа моллюсков, ныне отсутствующей в школьных программах.
Экскурсия на геологическое обнажение будет ценна не только тем, что учащиеся смогут увидеть на месте залегания, а затем и собрать для коллекции палеонтологические объекты, — ещё более важно обеспечить идейно-воспитательную сторону такой экскурсии, её эмоциональное воздействие на учащихся.
Важно, чтобы учащиеся не просто искали и собирали раковины, а осознали, что они стоят здесь на дне моря, когда-то широко простиравшегося вокруг и покрывавшего всю прилегающую область, что под ногами у них подлинные остатки животных, которые населяли это море.
Важно напомнить учащимся, как далеко от данной местности отстоят современные моря, и показать им на том же обнажении, какие мощные толщи глин и песков успели нагромоздиться здесь уже поверх древних морских отложений, — тогда учащиеся непосредственно почувствуют всю огромность геологических масштабов времени тех периодов, измеряемых десятками и сотнями миллионов лет, в течение которых так неузнаваемо изменилась природа данной местности и всей нашей страны.
Бить собаку, ругая курицу.
Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.
Через силу и конь не скачет.