Пути изучения внутреннего мира насекомых

По сложности поведения многие насекомые не уступают высшим позвоночным. Но общий тип строения членистоногих и позвоночных совершенно различен; различны по своему строению и аналогичные органы у животных той и другой групп.

Но строение органа и его функции теснейшим образом связаны между собой, и мы не имеем права «очеловечивать» насекомое очеловечивать в том смысле, что если у него есть орган зрения, то и зримый мир представляется ему в том же виде, в каком он раскрывается перед нашими глазами.

И если согласно поговорке даже человеческая «чужая душа» часто бывает для нас «потёмками», то нам гораздо труднее «влезть в хитиновую шкурку» насекомого, чтобы постигнуть, каким представляется ему окружающий его «мир», и уже совсем невозможно за него «думать» и «рассуждать», стараясь понять его поведение, зависящее от деятельности его надглоточного и подглоточного нервных узлов, или его «головного мозга», совсем не похожего на наш собственный или на мозг собаки.

Однако у нас есть иные пути для создания объективного представления о функциях органов чувств и о психической жизни животных. Теперь значительно продвинулось изучение органов чувств насекомых, и это позволяет нам более ясно представить их функции и их роль в жизни этих своеобразных существ. Накопилась огромная литература по изучению внешнего поведения насекомых как в условиях лабораторных экспериментов (подчас с применением сложнейшей аппаратуры, вплоть до катодного осциллографа), так и в полевых условиях.

Конечно, мы не имеем возможности осветить эту тему во всей её глубине и подробностях. В статьях, посвящённых пчёлам, осам и муравьям, читатель найдёт сведения, относящиеся к поведению этих насекомых. Здесь же мы остановим внимание на строении и функциях главнейших органов чувств, связывающих насекомых с внешней средой, и прежде всего на частично уже рассмотренных органах зрения и органах обоняния и осязания.


Образы животных в пословицах и поговорках

За гриву не удержался — за хвост не удержишься.

На обед пичужке довольно и мушки.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Оружие животных

Актинии, или морские цветы, вместо пистолета
Актинии, или морские цветы, вместо пистолета
Высокую школу активной защиты показывает, несомненно, живущий в морях Тихого ...
У каждого своя блоха
У каждого своя блоха
Пиявки, конечно, мастера высасывания крови, однако среди членистоногих мы можем ...

Книги

Гидра. От Абраама Трамбле до наших дней
Гидра. От Абраама Трамбле до наших дней
Первый выпуск серии «Разнообразие животных» посвящён гидре. В книге рассказано о ...
Живые локаторы океана
Живые локаторы океана
Автор настоящей книги знакомит читателя с живыми локаторами морских пучин — ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100