Своеобразные особенности пчёл, отличающие их от большинства других насекомых, с давних пор вызывали удивление наблюдателей. Пчела служила образцом похвального трудолюбия и мудрости, считалась каким-то особенным существом — «божьей работницей»; в пчелиной семье видели подобие человеческого государства, в котором матка являлась «царицей» и устанавливала порядок, трутни составляли «аристократию».
В свете современных научных данных от таких антропоморфических представлений приходится решительно отказаться. Пчела слишком далеко отстоит от человека по всей своей организации, и мы не в праве измерять на свой аршин её поведение, приписывать ей наши чувства и наши человеческие мысли и видеть в пчелиной семье (категории чисто биологической) какое-то подобие государства.
Глубочайшее различие между пчелиной семьёй и классовым человеческим обществом выступает перед нами особенно рельефно, если мы вообразим фантастическую картину «восстания», поднятого рабочими пчёлами, изгнавшими свою «царицу» и уничтожившими тунеядцев-трутней, и представим себе биологические последствия такого «революционного переворота» в пчелином «государстве».
Важное отличие пчелиной семьи от человеческого общества состоит ещё и в том, что её сложные действия по постройке сотов и вся остальная деятельность, направленная на поддержание жизни пчелиной семьи, основывается не на обучении, не на передаче молодым пчёлам опыта их старших сестёр, от которых они могли бы перенять их навыки и умения, а имеет в своей основе инстинкты, то есть сложную систему врождённых, безусловных рефлексов.
Это обстоятельство становится особенно ясным, если от нашей роевой пчелы мы обратимся к её родичам — одиночным пчёлам, у которых возможность научения и передачи опыта исключается самим образом их жизни.
А если мы иногда и называем пчёл, муравьёв и некоторых ос насекомыми «общественными», то придаём этому выражению чисто условное значение, выделяя его кавычками.
И лягушка может утонуть.
Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
Скотину водить — не разиня рот ходить.