Сложность поведения пчёл выражается не только в их строительной деятельности. Уже давно было замечено, что не все пчелы данного улья выполняют одинаковую работу и что у них имеет место разделение труда. Прежние исследователи по первому впечатлению и по аналогии с человеческим обществом видели в этом подобие сословного разделения, или распределения рабочих пчёл по отдельным «цехам».
Однако наблюдения немецкого учёного Реша, проводившиеся над мечеными пчёлами, обнаружили, что разделение обязанностей по обслуживанию потребностей семьи в основном обусловливается возрастными особенностями нарождающихся пчёл, то есть их физиологическим состоянием. По Решу, каждая пчела сначала бывает уборщицей, затем становится кормилицей, потом строительницей, выделяющей воск и его обрабатывающей, и, наконец, уже «лётной» пчелой-сборщицей.
Выводы Реша были уточнены Л. Н. Перепеловой, Е. П. Истоминой-Цветковой, а затем и некоторыми зарубежными учёными. Оказалось, что отступления от отмеченной Решем последовательности наблюдаются гораздо чаще, чем полагал этот пчеловод, и что смена функций зависит не только от возраста данной пчелы, но и от потребности пчелиной семьи в целом, семьи как некоторой органической целостности, способной к саморегуляции, подобно сложному организму какого-либо животного.
Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.
Не учи козу: сама с воза стащит.