Сведения о низших хордовых в школьном курсе зоологии

Как уже говорилось выше, появление в зоологической систематике типа хордовых, объединяющего позвоночных с полухордовыми, оболочниками и бесчерепными, может служить ярким примером отхода зоологов от узкого индуктивизма и стихийного применения ими логики диалектической.

В самом деле, перед нами несомненно естественная группа, имеющая общее происхождение, но не поддающаяся чисто формальному определению. Если считать основными признаками этого типа хорду и жаберные щели, то хорды не оказывается во взрослом состоянии ни у оболочников, ни у высших позвоночных, жаберные щели существуют только у водных форм, а у наземных они только намечаются в зародышевой стадии, но не прорезаются и тем более не функционируют.

В какой же мере подобное диалектическое понимание типа хордовых может быть раскрыто в школьном курсе зоологии?

При построении курса зоологии на филогенетической основе, подводящей учащихся к диалектико-материалистическому пониманию природы, представлялось очень заманчивым ознакомить учащихся с низшими хордовыми и через них установить филогенетические связи с другими группами животного мира. Такую задачу и ставили перед собой школьные программы 30-х годов и принятый тогда стабильный учебник зоологии М. Я. Цузмера.

В этом учебнике раздел VIII открывался краткой общей характеристикой типа хордовых, после чего следовало очень схематичное (менее страницы) описание ланцетника. Далее, уже после ознакомления с рыбами, в учебнике давалось описание баланоглосса и оболочников как более дальних родичей рыб.

Однако практика показала, что такой подбор и расположение материала не достигали цели. Ни голая характеристика типа хордовых, ни следующее за ней сухое описание ланцетника, малопонятное без сравнения его с рыбой, не давали учащимся сколько-нибудь ясного представления и об изучаемом типе, и о «позвоночном без позвонков».

Что же касается баланоглосса и асцидий, то и эти морские формы оставались для учащихся лишёнными какой-либо живой конкретности, причём при разгрузке школьных программ, когда из курса был исключён тип иглокожих, баланоглосс потерял под собой основу в качестве связующего звена между хордовыми и иглокожими.

Таким образом, ознакомление с низшими хордовыми, полностью сохраняя своё значение для учителя-биолога как необходимая для него основа диалектического понимания системы животного мира, в применении к школьному курсу требует и значительного сокращения материала, и иного методического подхода.

В настоящее время в школьном курсе зоологии оболочники и полухордовые, стоящие в стороне от главной линии развития позвоночных животных, отсутствуют, но иглокожие и бесчерепные в программе курса восстановлены. Ознакомление с типом хордовых начинается краткими сведениями о ланцетнике, но по методическим соображениям его можно рассматривать не перед изучением рыб (в качестве представителя более примитивной группы), а в заключительной теме курса — при повторном обзоре животного мира — в качестве формы, близкой к предполагаемому предку всех позвоночных, в качестве «позвоночного без позвонков», примитивность строения которого становится ясной при сопоставлении его с уже известным строением тела рыб и других позвоночных.

Таким образом, в школьном курсе зоологии основной темой изучения в седьмых классах является зоология позвоночных, причём эту группу можно условно именовать типом, как она ещё сравнительно недавно обозначалась и в науке. Однако возвращаясь к позвоночным уже при общем заключительном обзоре животного мира в историческом освещении, учащиеся дополнительно знакомятся с ланцетником как с формой, близкой к предкам позвоночных, с которыми его, очевидно, и следует как-то объединить под общим названием.

Но к позвоночным ланцетника причислить нельзя: позвонков у него нет, а также нет и черепа; поэтому в современную науку и вошло более точное обозначение — тип хордовых. Более поздний и стоящий на более высокой ступени организации подтип позвоночных занял в нем господствующее положение, образовав великое многообразие форм, освоивших и водную, и наземную, и даже воздушную среду.


Образы животных в пословицах и поговорках

Всякая мышь боится кошки.

Не первую зиму волку зимовать.

Хорошая лошадь, но ест жухлую траву.

Оружие животных

Самокалечение
Самокалечение
Один из своеобразных способов пассивной защиты, уже наполовину являющийся ...
Скорость 120 километров в час
Скорость 120 километров в час
Если после неудавшегося захвата нападающий отказывается от борьбы, то могущее ...

Книги

Зоопланктон трансформированных минерализованных озёр Узбекистана
Зоопланктон трансформированных минерализованных озёр Узбекистана
В диссертацию «Зоопланктон трансформированных минерализованных озёр ...
Определитель семейств и родов палеарктических двукрылых насекомых подотряда Nematocera по личинкам
Определитель семейств и родов палеарктических двукрылых насекомых подотряда Nematocera по личинкам
Настоящий определитель представляет собой результаты ревизии обширной ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100