Для дальнейшего изучения возьмите уже не варёную, а свежую рыбу. Рассмотрите глаза рыбы — могут ли они, подобно нашим, закрываться? Обратите внимание па блестящую радужную оболочку и па круглый зрачок — окно, пропускающее свет внутрь глаза (окно, пропускающее свет в комнату, снаружи — с улицы — также кажется чёрным пятном на стене дома).
Найдите на голове рыбы ноздри и внимательно исследуйте, сколько у неё носовых отверстий, куда они ведут, сообщаются ли ноздри с полостью рта или глотки и могут ли они служить, как у нас, для дыхания. Носовые ямки, омываемые через ноздри водой, служат для рыбы органом обоняния, который помогает ей отыскивать добычу (рис. 16).
Раскройте рот рыбы; обратите внимание на ширину пасти, на подвижность костей, которые составляют челюстной аппарат. Рассмотрите и ощупайте зубы и найдите короткий и малоподвижный язык. Зубы могут сидеть почти на всех костях, которыми ограничивается ротовая полость (у некоторых рыб они есть даже на языке, а засунув палец поглубже в рот, можно нащупать зубы и в глубине глотки).
Сидящие во рту зубы даже по форме непригодны для разжёвывания и перетирания пищи (для чего же они служат рыбе?). Особое устройство имеют глоточные зубы у различных карповых рыб (карп, карась, линь, пескарь, плотва, язь, лещ, жерех и другие). Эти зубы служат уже для перетирания пищи (рис. 17).
У некоторых рыб, особенно тех, которые держатся на дне и там разыскивают себе пищу, около рта имеются особые осязательные и вкусовые органы, так называемые усы (они хорошо развиты, например, у карпа).
Дай курице грядку — изроет весь огород.
Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
Посади свинью за стол — она и ноги на стол.