Для первоначального ознакомления с миром птиц и для выработки умения наблюдать за ними зимнее время представляется особенно удобным. Во-первых, зимой у нас птиц значительно меньше и в них легче разобраться; во-вторых, на фоне снега и на голых ветвях деревьев их легче можно заметить и рассмотреть.
Когда же мы присмотримся к зимующим у нас птицам, научимся наблюдать за ними и различать среди них отдельные виды, тогда нам уже легче будет последовательно знакомиться и с новыми для нас перелётными птицами по мере их появления весной в наших краях.
Для того чтобы разобраться в тех птицах, которых приходится видеть на экскурсиях (рис. 160–164), а вместе с тем ознакомиться и с различными морфологическими и биологическими особенностями птиц, известный в своё время натуралист-фенолог Д. Н. Кайгородов, который был большим знатоком мира пернатых, рекомендовал такой приём.
Где-нибудь в лесу в роще или в парке экскурсанты-наблюдатели заметили птицу. Птица взлетает и садится на другое место. Наблюдатели, не делая резких движений и соблюдая возможную тишину, стараются рассмотреть сидящую птицу (лучше при помощи хорошего бинокля). Если же птица неизвестна, её все же необходимо запротоколировать: впоследствии по сделанным записям можно будет установить и её название.
Все наблюдения необходимо провести быстро, чтобы успеть схватить характерные признаки птицы, пока она не улетела. Поэтому наблюдатель должен заранее знать и твёрдо помнить, на какие именно признаки он должен обратить внимание. Он должен заметить следующее:
А. Внешний вид:
а) величина;
б) форма: хвост, клюв, хохол на голове;
в) склад: коренастый, вытянутый, нежный, грубый...;
г) окраска: общая, характерные цветовые отметины, грудь, на крыльях белые полосы, белое надхвостье, хвост.
Б. Движения:
а) на дереве: сидит спокойно, вертится по сторонам, суетливо перепрыгивает с ветки на ветку, лазает по стволу, передвигается вдоль сука;
б) на земле: ходит быстрыми шагами, кивая при каждом шаге головой, быстро бегает (трясогузка), скачет, то бежит, то скачет, передвигается толчками, но не подпрыгивая;
в) при остановках (а также сидя на дереве или других предметах): делает движения хвостом — сильно и быстро размахивает хвостом вверх и вниз (трясогузки) и по сторонам (полевой воробей), медленно качает хвостом (лесные коньки), быстро потряхивает хвостом (горихвостка), вздёргивает хвост кверху и одновременно делает «поклоны» (зарянка), время от времени вздёргивает хвост кверху, но без «поклонов» (дрозды).
Но вот птица снялась с места и полетела — следует отметить характер её полёта, различая полет обыкновенный (непрерывное движение крыльями), скользящий (с распростёртыми крыльями), переменный (чередование обыкновенного и скользящего полёта), волнообразный (птица машет крыльями при подъёмах и прижимает их к телу при спусках).
Для многих птиц характерны также движения, которые они делают, когда взлетают или садятся на землю после полёта. Их также надо заметить и записать.
Очень важным распознавательным признаком для птиц могут служить также их голоса (многих птиц, например различные виды славок, даже и вблизи легче распознать по голосу, чем по внешнему виду). Их также следует по возможности охарактеризовать в записях при помощи буквенной передачи (например, «тинь-тень-тинь-тень» — пеночка-теньковка; «ци-цивю-цицивю-цицивю» и «ппиь-пинь-чер-ререре» — большая синица) и при помощи словесной характеристики песни — короткая или длинная, слитная или членораздельная, одноколейная (однообразно повторяемая) или многоколенная (разнообразная), сочная (звучная, флейтовая) или сухая (трескучая, чирикающая), громкая или негромкая, торопливая или спокойная.
В весеннее время в характеристику наблюдаемых птиц войдёт и описание гнезда, цвета и формы яиц и так далее.
Присмотревшись и прислушавшись к птицам, вы научитесь их распознавать и увидите, что птичье население вашего края окажется гораздо более богатым и разнообразным, чем это могло казаться вам раньше. Если название птицы, которую вам удалось пронаблюдать, вам неизвестно, то пока эту птицу можно занести в тетрадь под каким-нибудь временным названием собственного изобретения, лишь бы оно хорошо соответствовало наиболее характерным внешним признакам птицы (например, белощечка, длиннохвостка, черношляпка и так далее) или её голосу («чак-чак»); при случае какой-нибудь орнитолог, знающий птицелов или любитель-птичник может узнать по вашей записи, какую именно птицу вы наблюдали, и сообщить вам её настоящее название.
Во многих случаях, имея такие протокольные записи, вы и сами сможете определить птиц, которых вы близко узнали на экскурсиях, при помощи определителей.
Умение различать птиц потребуется учителю-биологу прежде всего при проведении экскурсий в природу, и притом не только экскурсий специально орнитологических: птицы вездесущи, и их оживлённая деятельность, их разнообразные голоса привлекают внимание учащихся и в лесу, и в саду, и на полевой дороге.
Необходимо оно и для организации фенологических наблюдений, фиксируемых в школьном календаре природы, где отмечаются сроки весеннего прилёта и некоторые моменты летней и предосенней жизни птиц. Конкретное знакомство с птичьим населением важно и для того, чтобы узнавать среди его многообразия наших союзников по борьбе с различными вредителями, организовать их охрану и привлечение в наши сады и огороды и по неведению вместо заслуженного ими покровительства не причинить им вреда и ущерба.
Наконец, учитель должен быть достаточно ориентирован в фауне птиц своего края для того, чтобы правильно подобрать орнитологический материал для клеток и вольер школьного уголка живой природы.
Каждая птица своё гнездо защищает.
Не всякая собака кусает, которая лает.
Прямо только вороны летают.