Планомерное изучение сезонных перелётов птиц началось со второй половины прошлого столетия. В те времена оно могло опираться только на непосредственные наблюдения над пролётными стаями, на сообщения охотников и любителей-птицеловов, на свидетельства путешественников, которым доводилось встречать известные им виды европейских птиц в тропических странах, где они проводят зимние месяцы.
В 1876 году вышла книга финского орнитолога Пальмена «О пролётных путях птиц», вызвавшая большой интерес в научных кругах благодаря теоретическим выводам, к которым пришёл автор в результате проделанной им работы. Этот учёный предпринял попытку определить направления главнейших пролётных путей птиц на территории Палеарктики (то есть северной части восточного полушария) и в виде извилистых линий нанёс эти пути на карту.
В своей работе Пальмен использовал главным образом наблюдения над водоплавающими и болотными птицами, которые при своих перелётах действительно придерживаются морских побережий и больших рек и за которыми легче было проследить опытному глазу охотников и орнитологов; птиц же сухопутных Пальмен в своей работе почти не касался (что и оказалось наиболее уязвимым местом в его построениях).
Через десяток лет — в 1886 году — московский зоолог проф. М. А. Мензбир (наш крупнейший орнитолог, соратник проф. К. А. Тимирязева в деле пропаганды учения Дарвина), развивая воззрения Пальмена, составил более подробную карту пролётных путей птиц для территории Европейской части России. Подобного же типа карты составлялись и для стран Западной Европы и Северной Америки.
В более близкие к нам времена (30-е годы текущего столетия) и уже на основе данных, полученных методом кольцевания, пролётные пути птиц, гнездящихся на территории СССР, изучал советский орнитолог А. Я. Тугаринов. На рисунке 236 представлен более новый вариант исследований пролётных путей птиц.
Каждая птица своё гнездо защищает.
Либо сена клок, либо вилы в бок.
Соловья баснями не кормят.