Явления конвергенции в классе птиц

На основе данных сравнительной морфологии была коренным образом перестроена классификация птиц. Выяснилось, что из прежнего отряда голенастых цапли (рис. 269) и аисты стоят гораздо ближе к веслоногим — пеликанам и бакланам, чем к журавлям (рис. 270), которые оказались несколько сродни куриным, и чем к куликам (рис. 271) близким родичам чаек.

Ещё более разнородной оказалась группа водоплавающих птиц. Ныне эту группу пришлось разделить на 8 отдельных отрядов (пингвины, чайки, чистики, гагары, поганки, трубконосые, гусеобразные, веслоногие); из них пингвины отличаются от всех других пернатых существенными морфологическими особенностями в строении скелета. Они, по-видимому, ещё в очень отдалённые времена отделились от общей линии развития класса птиц.

Все это означает, что в процессе филогенетического развития птиц наряду с дивергенцией, или расхождением признаков, очень часто имело место и последующее схождение признаков — явления конвергенции.

Конечно, мы и теперь можем говорить о характерных особенностях голенастых пли водоплавающих птиц, однако мы не должны упускать из виду, что в этих случаях речь идёт не об отрядах и вообще не о систематических группах, а о жизненных формах, или экологических типах, сложившихся под влиянием сходных условий существования в результате конвергенции признаков.

Как известно, явления конвергенции наблюдаются и в других группах животного мира, но среди птиц они, пожалуй, наиболее часты и наиболее ярки и маскируют собой систематическую группировку, основанную на скрытых от глаз признаках организации, свидетельствующих о кровном родстве их носителей. Поэтому в школьном курсе зоологии было бы нерационально строить тему «Класс птиц» в виде систематического обзора птиц по отдельным отрядам (подобно тому как изучается класс млекопитающих): учащимся седьмых классов было бы совершенно непонятно, почему журавли, цапли и кулики разнесены по различным и даже не соседним отрядам и почему чайки отстоят так далеко от других водоплавающих птиц.

По этой причине наши школьные программы уже с давних пор предлагают рассматривать многообразие птиц в связи с их местообитанием, образом жизни, родом пищи и способами её добывания, то есть в экологическом, а не в систематическом аспекте, а из систематических групп останавливать внимание на тех, которые могут быть более чётко охарактеризованы по их внешнему виду и биологическим особенностям: надотряд бескилевых (страусы и другие), надотряд пингвинов, отряды куриных, хищных (дневные хищники), сов, воробьиных и голубей.

Сравнение размеров яиц курицы (1), страуса (2) и эпиорниса (3)
Рис. 267. Сравнение размеров яиц курицы (1), страуса (2) и эпиорниса (3)
Серая цапля
Рис. 269. Серая цапля
Серый журавль
Рис. 270. Серый журавль
Ходулочник
Рис. 271. Ходулочник

Образы животных в пословицах и поговорках

Всяк сверчок знай свой шесток.

Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.

Не робей, воробей.

Оружие животных

Подражание не только обезьянья привычка
Подражание не только обезьянья привычка
Подражание живых существ цвету и форме — это, несомненно, самое остроумное ...
Легко тому, у кого есть яд
Легко тому, у кого есть яд
Хищное животное, наделённое необходимой физической силой, крепкими зубами и ...

Книги

Млекопитающие Вьетнама
Млекопитающие Вьетнама
Данная монография посвящена анализу фауны млекопитающих Вьетнама. В книге ...
Жуки-листоеды (Coleoptera: Chrysomelidae) европейской части России
Жуки-листоеды (Coleoptera: Chrysomelidae) европейской части России
Листоеды — одно из наиболее богатых видами семейств жуков. В фауне европейской ...

Каждый вид — как чудо, которым хочется любоваться, как длинная, захватывающая история, в которую хочется погрузиться с головой, это боец, который вышел победителем из сражения за выживание длиною в тысячи или даже миллионы лет, лучший из лучших, абсолютный эксперт во всём, что касается его занимаемой в природе экологической ниши.

Сайт не является средством массовой информации. Оценка качества размещённой на сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в вашем ведении и компетенции. Аудитория — 12+.

2010–2024. Зоология для учителя. Обзор хордовых животных — от бесчерепных до млекопитающих. Обратная связь.

Ramblers Top100