На кроликах различных мастей, а также и на других грызунах, разводимых в условиях клеточного содержания, могут быть поставлены эксперименты по скрещиванию животных различных пород одного и того же вида — классические эксперименты, с помощью которых ещё в начале нашего века были установлены на зоологических объектах основные закономерности явлений наследственности. Такие опыты могут быть воспроизведены и в обстановке школьного уголка живой природы.
Как известно, основные закономерности наследственности впервые были открыты ещё в 1865 году Грегором Менделем при скрещивании различных сортов гороха. Однако в те времена скромная по объёму работа Менделя, к тому же опубликованная в небольшом провинциальном журнале, не привлекла к себе внимания, и только уже в начале XX столетия установленные Менделем закономерности были заново открыты другими исследователями, проверены и подтверждены на самых разнообразных растительных и животных объектах. Так было положено начало новой биологической науке — генетике.
Конечно, здесь нет возможности хотя бы в самой конспективной форме, «мимоходом» ознакомить читателя с историей развития науки о наследственности, изложить основные положения генетики на её современном, теперь уже молекулярном уровне.
За необходимой информацией по всем этим вопросам учителю-биологу необходимо обратиться к специальным пособиям и руководствам. Поэтому здесь, в очерках по зоологии, мы можем остановить внимание только на элементарных понятиях генетической науки, которые могут быть затронуты в школьном курсе зоологии в связи с вопросом о создании и улучшении пород домашних животных.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.
Кулик да гагара — два сапога пара.
Не робей, воробей.