Уже давно было известно, что дельфины обладают высокоразвитым мозгом, а наблюдения и опыты, проводившиеся в последние годы в океанариях, обнаружили, что по своей способности к дрессировке они превосходят собак и прославленных морских львов и в этом отношении могут быть поставлены выше человекообразных обезьян.
Дрессированные дельфины (рис. 400) ходят в упряжке, прыгают подобно собакам в цирке через затянутый бумагой обруч, играют в баскетбол и с большой точностью забрасывают мяч в корзину, прикреплённую на высоте в полтора метра над поверхностью воды, а одной американской дрессировщице удалось обучить дельфинов танцевать под музыку, соблюдая соответствующий ритм.
Объектом научных наблюдений и специальных физиологических экспериментов были афалины — крупные дельфины (2,3–3 м длины), водящиеся у восточных берегов Америки и у нас в Чёрном море (рис. 401).
В США изучение их поведения проводилось в особых океанариях — специально выгороженных прибрежных участках моря, достаточно просторных для свободных движений небольшой стайки дельфинов и окружённых стенами с решётками, преграждающими выход для дельфинов, но свободно пропускающими рыб и других мелких обитателей моря (в 1965 году подобный океанарий устроен и у нас на Чёрном море близ г. Судака).
Возникает вопрос: чем же мог быть обусловлен высокий уровень психической деятельности дельфинов, поставивший их в этом отношении выше всех других млекопитающих и почти рядом с человеком?
Подобно человеческим предкам (хотя и в совершенно иной обстановке), дельфины ведут стадный образ жизни, причём у них в условиях взаимного общения выработалась достаточно сложная система звуковых и сверхзвуковых сигналов. Недавние исследования показали, что вполне взрослые самцы некоторое время держатся отдельными стадами, но в основном стая дельфинов — это сильно разросшаяся семья, возглавляемая не отцом, а матерью, окружённой своими детёнышами различного возраста (дельфины-самки, как правило, рождают по одному детёнышу в год).
В таких стаях-семьях, в течение ряда лет объединяющих особей различного возраста и различного жизненного опыта, но постоянно общающихся между собой при помощи развитой сигнальной системы, и могла создаться своего рода коллективная память — возможность «устной» передачи от поколения к поколению результатов приобретаемого жизненного опыта, или, иначе говоря, возможность накопления знаний.
А так как дельфины-афалины обнаружили вдобавок и способность воспроизводить звуки человеческой речи, то некоторые исследователи (Дж. Лилли и другие) питают надежду войти в более тесный контакт с этими обитателями морей и океанов, научить их говорить по-человечески и в их лице найти не только друзей, но и толковых собеседников.
Горе одного только рака красит.
Лошадь — подарок, и ложка — подарок.
Собака на сене — сама не ест и другим не даёт.