Одомашненная овца оказалась для наших предков очень ценным приобретением. Доставляя молоко, мясо, сало, шерсть и овчину, овца одевала и кормила своего хозяина и даже снабжала его материалом для его лёгкого переносного жилища.
Овца имеет очень важное значение в качестве животного, которое позволяет человеку выгодно использовать неудобные для земледелия засушливые районы и даёт даже за счёт этих скудных пастбищ целый ряд ценных продуктов, и в первую очередь основное сырье для текстильных фабрик.
Качества овцы, ценящиеся человеком, развились на основе особенностей, которыми обладали уже её дикие предки. Если нет сочной травы, овцы довольствуются и сухими пастбищами; эту особенность они унаследовали от горно-пустынного архара, живущего в условиях засушливого климата Средней Азии. Способность откладывать жир, сильно повышенная под влиянием отбора у некоторых домашних пород — у курдючных и жирно-хвостых, имела значение и для диких пустынных животных: она давала их организму возможность откладывать в теле некоторые запасы на случай недостатка корма и питья.
Густой шёрстный покров, который впоследствии использовал и путём отбора усовершенствовал человек, был необходим диким баранам, пасущимся на высоких горных лугах или жившим в условиях климата закаспийских пустынных предгорий с их резкими колебаниями температуры.
Наконец, и стадный инстинкт диких травоядных животных, помогающий им лучше охранять свою безопасность, был использован человеком: он дал ему возможность взять на себя роль вожака и держать скот в повиновении, не давая ему разбредаться врозь. Заботы об охране стада от хищников перешли к пастуху и к его верным помощникам — собакам-овчаркам. Человек взял на себя также выбор места для пастбища. Таким образом, свойственные диким баранам острота чувств, сила, ловкость и умение избегать опасностей не нашли применения после одомашнивания. Человеку требовался от овцы и барана не ум, а молоко, мясо, шерсть и овчина; кроме того, важно было, чтобы стадо не шло, куда ему вздумается, а покорно повиновалось пастуху и его собакам.
В этом направлении и шёл отбор, который совершался в течение нескольких тысячелетий и выработал из потомков диких баранов такое робкое, покорное и лишённое всякой инициативы существо, каким мы видим нашу домашнюю овцу.
Недаром образ покорной «паствы» и опекающего её «пастыря», удерживающего её на «истинном пути», стал официальным символом христианской церкви, в которой верующие — миряне должны беспрекословно признавать авторитет своих духовных пастырей — священников и епископов. А внешним знаком власти епископа служит его пастырский посох, который у епископов католической церкви на верхнем конце закругляется в виде крюка, воспроизводящего форму настоящего пастушеского посоха — ярлыги, — которым чабаны могут удерживать за ногу отбивающуюся от стада овцу (рис. 427).
Помимо шёрстного покрова и характера поведения у овец в домашнем состоянии изменились длина и строение хвоста (у диких видов хвост всегда короткий, а среди домашних имеются и короткохвостые, и длиннохвостые, и жирнохвостые породы). У большинства пород овцы, как и у диких форм, имеют короткие рожки, а бараны несут более пли менее массивные спирально извитые рога, однако имеются и комолые (безрогие) породы (такова разводимая в Голландии, Бельгии и Западной Германии остфрисландская порода).
Любопытную аномалию, изредка наблюдаемую в различных местностях, представляет появление баранов с двумя или даже с тремя парами рогов. Эта особенность передаётся потомству и может распространиться на целое стадо, как это довелось видеть автору этой книги ещё в его гимназические годы в одном из сел близ города Владимира; ныне четверорогие бараны в этой местности давно исчезли. Если учителю где-либо в соседнем хозяйстве удастся обнаружить подобную аномалию, следует проследить её распространение в стаде, сделать фотоснимки и постараться добыть четверорогий череп для биологического кабинета школы.
Каждый кулик в своём болоте велик.
Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.